Дезинфекция в медицинских организациях
Ответы эксперта на вопросы читателей В очагах инфекционных заболеваний заключительная дезинфекция осуществляется в течение суток с момента госпитализации, изоляции, выздоровления или смерти больного. Заявка на проведение заключительной дезинфекции в очагах инфекционных заболеваний подается по телефону в отделы центров санитарно-эпидемиологической экспертизы, дезинфекционные станции, противочумные учреждения после изоляции, госпитализации больного, изменения диагноза, смерти. В очагах чесотки и дерматомикозов заявка на проведение заключительной дезинфекции подается лечащим врачом.
Как выбрать концентрацию дезинфицирующего раствора для генеральной и текущей уборки режимных кабинетов?
Концентрация дезинфицирующего средства для генеральной уборки выбирается по режиму, который используется против туберкулезной инфекции. Он указывается в инструкциях к дезсредству.
Если в смывах выделена грибковая флора, или имеются другие показания, например высокая влажность, визуально грибок на стенах и т. п., раствор дезсредства готовится по режиму, который используется против грибковой флоры.
Какие моющие средства применяют для автоматической обработки изделий медицинского назначения?
Требования к моющему средству указываются в инструкции, прилагаемой к автомату для мойки инструментария.
Как быстро провести дезинфекцию жесткого эндоскопа-риноскопа (с оптикой) во время приема ЛОР-врача?
Проводится ДВУ (дезинфекция высокого уровня), выбирается режим дезинфекции с самым коротким временем обработки (экспозиции). Обычно эти режимы отражаются в инструкциях к дезсредству. Если в инструкциях к дезсредству отсутствуют режимы ДВУ, значит, оно не предназначено для такой обработки.
Можно ли использовать для обработки эндоскопов дистиллированную воду, приготовленную дистиллятором в больнице, или вода обязательно должна быть в заводской упаковке?
Да, можно. В действующем санитарном законодательстве запрета нет.
Периодически самостоятельно приготовленную дистиллированную воду необходимо обследовать на микробиологические показатели, обычно это делает центр санэпидэкспертизы.
Как стерилизовать стоматологический инструментарий (щипцы, иглы, пинцеты)?
Данные инструменты можно стерилизовать как физическими способами (автоклавирование, горячевоздушная обработка), при условии, что инструменты выдерживают такую обработку, так и химическими – холодная стерилизация. Режимы отражены в приказе Министра национальной экономики Республики Казахстан «Об утверждении Санитарных правил „Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинфекции, дезинсекции и дератизации“ от 27 января 2015 года № 48.
Можно ли брать смывы на посев у медперсонала с влажных рук?
Нельзя, руки должны быть тщательно вымыты и высушены. Влага на руках – дополнительное контаминирование, результат может быть неверным, ложноположительным.
Какие документы в сфере санитарного законодательства должны храниться в ЛПО?
Подборка документов может меняться в зависимости от профиля и специфики ЛПО. Примерный перечень нормативных актов в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, которые должны храниться в медицинской организации:
ПЕРЕЧЕНЬ приказов МНЭ РК об утверждении санитарных правил, гигиенических нормативов, СанПиН (по состоянию на март 2016)
1 | Об утверждении санитарных правил „Санитарно-эпидемиологические требования к объектам здравоохранения“ | № 127 от 24.02.2015 |
2 | Об утверждении санитарных правил „Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению инфекционных заболеваний“ | № 194 от 12.03.2015 |
3 | Об утверждении санитарных правил „Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению паразитарных заболеваний“ | № 283 от 31.03.2015 |
4 | Об утверждении санитарных правил „Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению особо опасных инфекционных заболеваний“ | № 136 от 25.02.2015 |
5 | Об утверждении санитарных правил „Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению инфекционных заболеваний (чумы, холеры)“ | № 131 от 25.02.2015 |
6 | Об утверждении санитарных правил „Санитарно-эпидемиологические требования к лабораториям, использующим потенциально опасные химические и биологические вещества“ | № 338 от 15.04.2015 |
7 | Об утверждении Правил хранения, транспортировки и использования профилактических (иммунобиологических, диагностических, дезинфицирующих) препаратов. | № 76 от 04.02.2015 |
8 | „Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинфекции, дезинсекции и дератизации“ | № 48 от 27.01.2015 |
9 | Об утверждении санитарных правил „Санитарно-эпидемиологические требования к объектам общественного питания“ | № 234 от 19.03.2015 |
10 | Об утверждении Правил проведения обязательных медицинских осмотров | № 128 от 24.02.2015 |
11 | Об утверждении санитарных правил „Санитарно-эпидемиологические требования к объектам в сфере обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники“ | № 232 от 19.03.2015 |
12 | Об утверждении гигиенических нормативов „Санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению радиационной безопасности“ | № 155 от 27.02.2015 |
13 | Об утверждении санитарных правил „Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, применению, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления“ | № 176 от 28.02.2015 |
14 | Об утверждении санитарных правил „Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в отношении больных инфекционными заболеваниями, против которых проводятся профилактические прививки“» | № 215 от 17.03.2015 |
15 | Об утверждении Санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования по проведению профилактических прививок населению» | № 190 от 06.03.2015 |
16 | Об утверждении правил регистрации, ведения учета случаев инфекционных, паразитарных, профессиональных заболеваний и отравлений и правил ведения отчетности по ним | № 451 от 24.06.2015 |
17 | Об утверждении Перечня вредных производственных факторов, профессий, при которых проводятся обязательные медицинские осмотры | № 175 от 28.02.2015 |
Перечень приказов МЗСР РК
1 | Методические рекомендации по обработке рук сотрудников медицинских организаций Республики Казахстан | № 111 от 23.04.2013 |
2 | Об утверждении Правил проведения инфекционного контроля в медицинских организациях | № 19 от 15.01.2013 |
3 | Об утверждении Инструкции по организации и осуществлению профилактических мероприятий по туберкулезу | № 19 от 22.08.2014 |
4 | Об утверждении Правил обязательного конфиденциального медицинского обследования на наличие ВИЧ-инфекции лиц по клиническим и эпидемиологическим показаниям. | № 508 от 23.06.2015 |
5 | Об утверждении Правил добровольного анонимного и (или) конфиденциального медицинского обследования и консультирования граждан Республики Казахстан и оралманов по вопросам ВИЧ-инфекции на бесплатной основе | № 246 от 22.04.2015 |
Можно ли провести дезинфекцию емкости для очистки эндоскопа, используя ветошь, обильно смоченную дезраствором?
Можно, при условии проведения дезинфекции дважды, с интервалом 15 минут или согласно инструкции к дезсредству.
Как обработать эндоскоп от остатков раствора азопирама?
Необходимо ополаскивание инструмента проточной водой в течение 10 минут, затем ополаскивание дистиллированной водой – 30 секунд (таблица 1 приложения 5 к приказу МНЭ РК № 48 от 27.01.2015).
Допустимо ли хранить гастроскопы для стерильных эндоскопических вмешательств в течение 72 часов после проведения ДВУ (дезинфекция высокого уровня) в стерильных тканевых чехлах?
Можно хранить в течение трех суток. При хранении более трех суток перед применением гастроскоп следует повторно обработать путем дезинфекции высокого уровня или стерилизации (пункт 6 приложения № 10 к приказу МНЭ РК № 48 от 27.01.2015).
На какое время нужно включать бактерицидные облучатели открытого типа в операционном блоке после текущей, заключительной и генеральной уборок?
После текущих уборок бактерицидные облучатели включаются на 30 минут, после генеральной уборки – на 2 часа (пункт 175 приказа МНЭ РК № 127 от 24.02.2015). Отработанное время бактерицидных облучателей фиксируется в журнале по форме согласно приложению 5 к вышеуказанному приказу.
Как организовать инструктаж персонала, осуществляющего уборку?
1. Первый руководитель ЛПО утверждает краткие пошаговые инструкции, алгоритмы текущих и генеральных уборок.
2. Проводятся занятия на рабочих местах и в виде семинаров.
3. Заводится журнал инструктажа. Инструктаж проводится при поступлении на работу и в дальнейшем 1–2 раза в год.
Примерная форма журнала:
№ п/п | Ф. И. О. мед. раб. | Должность, отделение | Дата поступления на работу | Дата проведения инструктажа | Подпись мед. раб. о проведении инструктажа | Дата тестирования. Оценка теста | Подпись мед. раб. о проведении тестирования |
---|
4. Два раза в год проводится обязательное тестирование среднего медперсонала. Результаты тестирования оформляются протоколом Комиссии инфекционного контроля (далее – КИК). Младший медперсонал или техперсонал тестируется один раз в год, медсестрой инфекционного контроля.
5. О результатах тестов и лицах, не соответствующих требованиям, сообщают председателю КИК (руководителю медицинской организации).
6. Разработку инструкций, инструктаж и тестирование проводят специалист инфекционного контроля (госпитальный врач-эпидемиолог) или медсестра инфекционного контроля (имеющая сертификат или удостоверение о прохождении обучения по программе внутрибольничного инфекционного контроля), или главная медсестра, если в организации нет вышеназванных специалистов. В тестировании могут участвовать и другие члены КИК, по внутреннему приказу медорганизации.
Как проводится контроль качества чистого белья в медорганизации?
Старшая медсестра проводит выборочный визуальный контроль качества стирки белья, сестра-хозяйка – постоянный.
Если качество не соответствует требованиям, имеются жалобы от больных, нужно поставить в известность (служебными записками) администрацию и КИК. В этом случае главная медицинская сестра совместно с членами КИК проводит внутренний аудит прачечной, если прачечная находится в ЛПО.
Если стирка белья медицинской организации проводится по договору с частной прачечной, для проведения проверки подается заявление с претензиями в районное управление по защите прав потребителей.
Как организовать бельевой режим в ЛПО?
Ведущие пути передачи большинства внутрибольничных инфекций – контактный и воздушно-пылевой. Основные мероприятия по предупреждению внутрибольничного инфицирования пациентов и персонала через загрязненное белье – разграничение «чистых» и «грязных» функциональных потоков движения белья, правильная организация и соблюдение бельевого режима.
Бельевой режим в ЛПО включает в себя процессы сбора, хранения, транспортирования, дезобработки, стирки, сушки, глажения, ремонта и утилизации текстильных изделий.
При организации бельевого режима в отделениях руководствуются пунктами 179–186 приказа и. о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 24 февраля 2015 года № 127 «Об утверждении Санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам здравоохранения».
Использованное белье собирают в специальную промаркированную плотную тару (клеенчатые, полиэтиленовые мешки, оборудованные бельевые тележки, баки).
Разбор грязного белья в отделениях не проводится.
В отделениях грязное белье хранят в специально отведенных для этой цели санитарных комнатах, не более двенадцати часов. Белье помещают в закрытую тару (металлические, пластмассовые бачки), которая легко подвергается мойке и дезинфекции. Для работы с грязным бельем персонал обеспечивается сменной санитарной одеждой.
Чистое белье хранят в специально выделенных помещениях на стеллажах, в шкафах на полках в «чистой зоне».
Стирка белья проводится в прачечных ЛПО, либо по договору в частных прачечных при условии выделения специальных технологических линий, исключающих возможность контакта белья с внебольничным бельем. Белье инфекционных, гнойно-хирургических и патологоанатомических отделений перед стиркой дезинфицируют.
Транспортировка чистого и грязного белья осуществляется в упакованном виде в закрытой маркированной таре («чистое», «грязное» белье).
При сборе грязного белья запрещается встряхивать его и бросать на пол, а загрязненное биологическими выделениями белье следует незамедлительно дезинфицировать.
Ответственность за сбор, хранение и транспортирование грязного белья в отделении несет сестра-хозяйка отделения.
Как должны быть оборудованы комнаты хранения уборочного инвентаря?
Помещение должно быть вентилируемым (отдушины приточно-вытяжные или естественная вентиляция).
Емкости хранят раздельно, на стеллажах достаточного размера. Вкладывать емкости друг в друга запрещается.
Для сушки ветоши используют решетки.
Моющие средства хранят на полках. Дезинфицирующие средства в отдельном запирающемся шкафу (§ 4 приказа Министра национальной экономики Республики Казахстан от 4 февраля 2015 года № 76 «Об утверждении Правил хранения, транспортировки и использования профилактических (иммунобиологических, диагностических, дезинфицирующих) препаратов)».
В помещении предусматриваются вешалки для хранения спецодежды.
Какие существуют типичные нарушения санитарно-эпидемиологического режима?
1. Не соблюдается поточность технологических процессов, необходимая для исключения перекрещивания потоков с различной степенно-эпидемиологической опасностью.
2. Не соблюдается зонирование внутренних помещений (стерильная зона, зона строгого режима, зона «грязных» помещений).
3. Перевязочные, родовые залы, реанимационные залы, процедурные кабинеты, посты медицинских сестер при палатах новорожденных, хирургические, гинекологические кабинеты, шлюзы боксов, полубоксов, лаборатории не оборудуются раковинами, локтевыми кранами, локтевыми дозаторами.
4. В организациях охраны материнства и детства, хирургических и инфекционных стационарах при входе в каждое отделение не устанавливаются локтевые дозаторы с антисептиком для обработки рук. Не используются индивидуальные дозаторы с антисептиком для обработки рук.
5. Капитальный ремонт проводится при нахождении больных на объектах здравоохранения.
6. Текущая уборка в операционных между операциями проводится некачественно из-за недостатка времени, особенно в экстренной службе, при недостаточном количестве операционных залов.
7. Не проводится расчет работы бактерицидных ламп в соответствии с объемом помещений.
8. В помещениях с интенсивной непрерывной нагрузкой не используются рециркуляторы, позволяющие обеззараживать помещения в присутствии людей.
9. Не устанавливается выключатель для бактерицидных ламп, который должен размещаться перед входом в помещение и блокироваться со световым табло «Не входить, включен бактерицидный облучатель!» на государственном и русском языках.
10. Отсутствуют отдельные помещения для сбора белья, хранения уборочного инвентаря.
11. Устранение текущих дефектов (ликвидация протечки на потолках и стенах, следов сырости, плесени, заделка трещин, щелей, выбоин, восстановление отслоившейся облицовочной плитки, дефектов напольных покрытий и др.) проводится не всегда оперативно.
Ответственность
За санитарно-гигиеническое состояние помещений, оборудования, мебели ответственность несут первый руководитель ЛПО, главный врач.
За соблюдение санитарно-эпидемиологического, дезинфекционно-стерилизационного режима несут ответственность главная медсестра, старшие медсестры отделений, комиссия инфекционного контроля (КИК).
Как проводят уборку по типу заключительной дезинфекции?
После выписки, перевода, выявления инфекции, смерти больного в освободившейся палате проводят уборку по типу заключительной дезинфекции. Постельные принадлежности (матрацы, подушки, одеяла) подвергают камерной дезинфекции или обработке растворами дезинфекционных средств (п. 173 приказа и. о. Министра национальной экономики РК от 24 февраля 2015 года № 127).
Алгоритм проведения генеральной уборки. Пример
Генеральную уборку проводят один раз в неделю по утвержденному графику с обработкой и дезинфекцией оборудования, мебели, инвентаря в следующих помещениях:
- операционные блоки;
- родильные залы;
- перевязочные кабинеты;
- процедурные кабинеты;
- манипуляционные кабинеты;
- стерилизационные;
- палаты интенсивной терапии;
- смотровые кабинеты;
- инвазивные кабинеты;
- помещения с асептическим режимом.
Генеральную уборку один раз в месяц по утвержденному графику и дополнительно по эпидемиологическим показаниям с обработкой стен, пола, оборудования, мебели и инвентаря проводят:
- в палатах;
- вспомогательных помещениях;
- кабинетах.
Уборочный инвентарь (ведра, тазы, ветошь, швабры и др.) должен иметь четкую маркировку с указанием помещений и видов уборочных работ, использоваться строго по назначению.
Для уборки мебели, оборудования и пола используют раздельный уборочный инвентарь.
Процедура
Подготовка к генеральной уборке:
1. Надеть специальную одежду (халат, шапочка, маска, перчатки).
2. Постельные принадлежности (матрацы, подушки, одеяла) подвергают камерной дезинфекции или обработке растворами дезинфекционных средств, постельное белье после дезинфекции отправляют в прачечную.
3. Помещение максимально освободить от мебели или отодвинуть ее к центру помещения, для обеспечения свободного доступа к обрабатываемым поверхностям и объектам.
4. Приготовить рабочие растворы (моющие и дезинфицирующие) согласно инструкции по приготовлению растворов.
5. Вынести медицинские отходы в утилизационную комнату и обеззаразить емкости.
Проведение генеральной уборки:
1. Потолки, стены, кровати, тумбочки, столы и другую мебель, а также оборудование кабинетов обработать дезинфицирующим средством с моющим эффектом или 0,5% моющим раствором (50 г порошка на 10 литров воды), промыть чистой водой.
2. Потолки, стены, кровати, тумбочки, столы, и другую мебель, а также оборудование кабинетов обработать методом орошения или протирания ветошью, смоченной дезинфицирующим средством утвержденной концентрации.
3. Помещение закрывается и выдерживается по времени экспозиции дезинфицирующего раствора.
4. Помещение проветривается.
5. Все поверхности (стены, потолок, мебель, аппаратура, оборудование) промываются водой и просушиваются чистой ветошью.
6. Проводится кварцевание согласно санитарным правилам в течение двух часов, с последующим проветриванием.
7. После уборки ветошь обеззараживается в дезинфицирующем растворе, промывается под проточной водой до исчезновения запаха дезинфицирующего средства и высушивается.
8. Специальная одежда сдается в прачечную.
9. По окончании уборки медицинская сестра заполняет по форме журнал генеральных уборок и журнал обеззараживания воздуха (кварцевания).
Алгоритм проведения текущей влажной уборки. Пример
Влажная уборка – пола, мебели, оборудования, подоконников, дверей – проводится не менее двух раз в сутки (в операционных между операциями) и по мере загрязнения, с использованием моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных к применению в Республике Казахстан.
Процедура
Ветошью с дезинфицирующим средством (с моющим эффектом) протирают мебель, кровати, тумбочки, шкафы, подоконники, другое имеющееся оборудование.
Раздатчица после кормления больных протирает тумбочки, столы.
После выдержанной экспозиции (согласно инструкции к дезинфицирующему средству) поверхности отмываются чистой водой, чистой влажной ветошью.
Затем проводится обеззараживание воздуха бактерицидной лампой с расчетом времени кварцевания по объему помещений, с последующим проветриванием.
После уборки ветошь обеззараживается в дезинфицирующем растворе согласно инструкции разведения дезинфицирующего средства, промывается под проточной водой до исчезновения запаха дезинфицирующего средства и высушивается.
По окончании уборки медицинская сестра заполняет по форме журнал текущих уборок и журнал обеззараживания воздуха (кварцевания).
Алгоритм проведения уборки по типу заключительной дезинфекции
Проводится как генеральная уборка.
Подготовка к уборке:
1. Надевают специальную одежду (халат, шапочка, маска, перчатки).
2. Постельные принадлежности (матрацы, подушки, одеяла) подвергают камерной дезинфекции или обработке растворами дезинфекционных средств, постельное белье после дезинфекции отправляют в прачечную.
3. Помещение максимально освобождают от мебели или отодвигают ее к центру помещения для обеспечения свободного доступа к обрабатываемым поверхностям и объектам.
4. Подготавливают рабочие растворы (моющие и дезинфицирующие) согласно инструкции.
5. Выносят медицинские отходы в утилизационную комнату и обеззараживают емкости.
Процедура уборки:
- Потолки, стены, кровати, тумбочки, столы и другую мебель, а также оборудование кабинетов обработать дезинфицирующим средством с моющим эффектом или 0,5% моющим раствором (50 г порошка на 10 литров воды) и смыть чистой водой.
- Потолки, стены, кровати, тумбочки, столы, и другую мебель, а также оборудование кабинетов обработать методом орошения или протирания ветошью, смоченной дезинфицирующим средством утвержденной концентрации.
- После этого помещение закрывается и выдерживается по времени экспозиции дезинфицирующего раствора.
- После экспозиции помещение проветривается.
- Все поверхности (стены, потолок, мебель, аппаратура, оборудование) омываются водой и просушиваются чистой ветошью.
- Затем проводится кварцевание согласно санитарным правилам в течение двух часов, с последующим проветриванием.
- После уборки ветошь обеззараживается в дезинфицирующем растворе, промывается под проточной водой до исчезновения запаха дезинфицирующего средства и высушивается.
- Специальная одежда сдается в прачечную.
- По окончании уборки медицинская сестра заполняет по форме журнал генеральных уборок и журнал обеззараживания воздуха (кварцевания).
Все уборки в режимных кабинетах проводят совместно с медсестрой: медсестра начинает уборку с чистой зоны (манипуляционный столик, перевязочный стол, медицинские шкафы, холодильник, кушетку, рабочий стол медсестры), а санитарка протирает подоконник, стул, дверь, дверные ручки, санитарные узлы и заканчивает мытьем пола.
В палатах санитарка начинает с кроватей, подоконников, дверных ручек, санитарные узлы и заканчивает мытьем пола.
Обеденные столы, прикроватные тумбочки и холодильник для продуктов обрабатывает раздатчица.
Мытье оконных стекол проводится не реже одного раза в месяц изнутри, не реже одного раза в три месяца снаружи, по мере загрязнения.
Если уборка проводится дезинфицирующим средством с моющим эффектом, первый этап обработки 0,5% моющим раствором отменяется.
В очагах инфекционных заболеваний заключительная дезинфекция осуществляется в течение суток с момента госпитализации, изоляции, выздоровления или смерти больного.
Заявка на проведение заключительной дезинфекции в очагах инфекционных заболеваний подается по телефону в отделы центров санитарно-эпидемиологической экспертизы, дезинфекционные станции, противочумные учреждения после изоляции, госпитализации больного, изменения диагноза, смерти. В очагах чесотки и дерматомикозов заявка на проведение заключительной дезинфекции подается лечащим врачом.