ещё
свернуть
Все статьи номера
статья 10 из 14
Не прочитано
№9, 2016
СЕСТРИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Профессиональная подготовка и развитие специалистов среднего медицинского звена

Философская дисциплина, изучающая основы морали и нравственности медицинского сообщества, есть медицинская этика. Ее главные принципы были сформулированы еще Гиппократом в его знаменитой клятве, которая и сегодня остается актуальной и современной, определяющей формирование и развитие медицинской профессии.

В. Ф. Огарков, к. м. н., доцент кафедры основ психологии и коммуникативных навыков КГМУ,

Если говорить об этике профессиональной, например о множестве медицинских профессиональных направлений, врачебная, сестринская и др., то любая профессиональная этика представляет собой свод принципов поведения в процессе деятельности человека именно в его профессии.

Та часть медицинской этики, предметом которой является учение о долге врача перед пациентом и обществом в целом, именуется деонтологией.

Медицинская деонтология – это всего лишь этап развития науки о поведении медицинских работников, способствующем созданию наиболее благоприятной обстановки для выздоровления больного.

Но прогресс, как известно, на месте не стоит, мир познается все глубже, знания совершенствуются. Сегодня взаимоотношения между индивидом, обществом и окружающим миром во всей их полноте исследуются довольно молодой дисциплиной – биоэтикой.

Термин «медицинская деонтология» ввел Н. Н. Петров, выдающийся хирург и экспериментатор, который распространил принципы деонтологии (а теперь уже биоэтики) и на среднее медицинское звено, на медицинских сестер.

Философский подход к любым вопросам, связанным с медициной, – это прежде всего попытка рассмотрения проблемы или медицинского явления с точки зрения его общечеловеческой ценности и не является чем-то новым. Это не удивительно, ибо все выдающиеся врачеватели были в известной степени философами.

А если философия – это духовная составляющая нашей жизни и деятельности, которая формирует целостный взгляд на мир и место в нем человека, то, по-видимому, не существует дисциплины, которая бы оставалась в стороне и не рассматривалась в философском ракурсе.

Философия сестринского дела

Именно философский подход к сестринскому делу дает возможность достаточно глубоко изучить отношение медицинской сестры к своей профессии, ее подготовку к подвижничеству, рассмотреть сестринскую помощь в наиболее целостном и обобщенном формате.

Формирование (подготовка) профессиональной медицинской сестры, ее обучение передовым медицинским технологиям и соответствие поставленной идеологией задаче открывает ее роль как работника системы здравоохранения, определяет цели, обязанности и качества, имеющие четкое определение.

Базисные положения и установки сестринского дела

Целевые установки деятельности медицинской сестры (профессионализм, клиент, здоровье, знание, умение, независимость и др.).

Моральные качества медицинской сестры (доброта, понимание, сочувствие, добропорядочность, усердие и др.).

Этическое сопровождение деятельности медицинской сестры (соблюдение врачебной тайны, неразглашение, правдивость информирования, уважение прав пациента и др.).

Этический кодекс медицинских сестер

Этический кодекс – это трактат или положение, составленное представителями сестринского дела, описывающее особенности профессии и реализации себя в этих условиях для достижения поставленной задачи. Он едва ли типичен и одинаков для всех; он скорее специфичен для каждой из стран или государств, даже для различных направлений в медицине (хирургия, дерматология, педиатрия и др.). В целом этический кодекс медицинских сестер описывает основные положения, принципы оценки, цели и задачи, обязанности и права медицинских сестер. Система мировоззрения, описанная в кодексе, дает четкое понимание сферы деятельности медицинской сестры, рассматривает ее ответственность перед обществом и человечеством в целом.

Этический кодекс медицинской сестры является важным средством для самоуправления и самоконтроля в сестринском деле.

Медицинская сестра – первый помощник врача

Учитывая тот факт, что сфер деятельности медицинских сестер достаточно много, ее профессия имеет строгую классификацию:

  • Главная медсестра. Это медицинская сестра с высшим образованием по сестринскому делу. Главная медсестра – дипломированный специалист, который занимается организацией работы среднего и младшего персонала больницы. Она распределяет обязанности и контролирует процесс своевременного и точного их выполнения.
  • Старшая медсестра. Администратор больницы. Обычно такого рода специалиста закрепляют за заведующим отделением. Старшая медсестра выполняет контроль и управление средним и младшим медицинским персоналом. Также она отвечает за снабжение отделений(-я) всеми необходимыми лекарствами и материалами.
  • Постовая медсестра. Работает в тесном контакте с врачом. Строго следует его назначениям и неукоснительно их выполняет. Обычно закрепляется за определенными палатами. Постовая медицинская сестра ухаживает за пациентами, контролирует прием лекарств и питание больных.
  • Процедурная медсестра. Производит все медицинские манипуляции: инъекции, установку капельниц, забор анализов, перевязки и т. п. Ассистент врача во время выполнения процедур, которые должны производиться именно врачом.
  • Операционная медсестра. Сотрудник хирургического отделения. В ее задачи входит подготовка инструментов к операции, шовного материала, белья, всего того, что может понадобиться при оперативном вмешательстве. Во время операции подает все необходимые инструменты по требованию хирурга.
  • Участковая медсестра. Постоянный спутник участкового врача на приеме больных. Патронирует пациентов на дому, выполняет назначения врача, но в основном работает с медицинскими документами.
  • Диетическая медсестра. Помощник диетолога, контролирует качество продуктов, их обработку и соответствие рекомендациям врача. Обычно работает в больничных столовых и распределяет меню по назначению.
  • Медсестра при узком специалисте. С такими специалистами среднего медицинского звена можно столкнуться на приеме у лора-врача, окулиста и других узких специалистов в поликлинике.
  • Младшая медицинская сестра. Выполняет мелкие поручения и уход за больными. Не проводит манипуляции, этим занимаются другие сотрудники.

Чтобы стать профессиональной медицинской сестрой, необходимо пройти специальный курс обучения в колледже или высшем учебном заведении по специальности «Сестринское дело».

По данным «World Vision International» (1993), само понятие «сестринское дело» включает четыре основные составляющие:

  • сестринское дело (профессионализм медицинской сестры);
  • личность клиента (пациента);
  • здоровье как составляющую интересов клиента и медработника;
  • окружающую среду (составляющие «мира клиента» на период контакта с медработниками).

Сестринское дело

Флоренс Найтингейл – выдающаяся медицинская сестра мира – в свое время заявляла, что сестринское дело включает двойственный подход к пациенту: искусство и науку. (Флоренс Найтингейл родилась 12 мая 1820 года во Флоренции в богатой аристократической семье, получила блестящее образование: знала древнегреческий, латинский, французский, немецкий и итальянский языки. Свое главное предназначение видела в избавлении людей от болезней и смерти. В 20 лет решила стать сестрой милосердия, но мечта ее смогла осуществиться только через 13 лет.)

Например, медсестра, накладывающая повязку больному, не только хорошо осведомлена о технической стороне этого дела, но и понимает, зачем это необходимо. В такой ситуации безупречная и профессиональная техника исполнения пересекается со знанием, научным пониманием и осмысленностью действий. Пациент нуждается в разъяснениях со стороны медицинской сестры, как себя вести в этой новой для него ситуации. Здесь не обойтись без коммуникативных, этических и высоких моральных качеств медицинской сестры.

1. Без научного понимания проблемы невозможно оказать правильную помощь и уход.

Вопросы профессионального искусства и науки тесно сплетены во всех сферах сестринской деятельности:

  • в общении с коллегами;
  • в построении стратегии сестринской помощи;
  • в освоении новых знаний и навыков;
  • в общении с родственниками больных;
  • в саморазвитии, самообучении и т. д.

Области компетенции медицинской сестры в ее деятельности:

  • наблюдение пациента;
  • обучение пациента;
  • умение быстро принимать решения в критических ситуациях;
  • лечебные назначения и процедуры;
  • организационные вопросы;
  • обеспечение безопасности при оказании сестринской помощи больному.

2. Личность работника среднего медицинского звена.

Философия личности всегда была популярной и обсуждаемой темой. В случае с медицинской деятельностью в роли личности выступает клиент (пациент). При этом крайне важно учитывать как общие особенности личности, так и ее индивидуальные составляющие:

  • психическое состояние;
  • физическое состояние;
  • умственное состояние и т. д.

Авиценна, один из древнейших врачей, утверждал, что каждый отдельный человек является неповторимой индивидуальностью, к которой должен быть найден соответствующий подход.

В работе, в заботе, в деле медицинской сестры отношения с пациентом являются крайне важными факторами для выздоровления. Она должна уметь работать с любой личностью, вне зависимости от каких-либо ее качеств и личных предпочтений.

Все пациенты – это различные категории людей. Медицинская сестра, оказывая помощь и индивидуализируя подход, реализует это через проявление уважения к человеку, к его жизненным ценностям и приоритетам.

Подтверждением этому являются практические наблюдения, свидетельствующие о том, что большинство споров и трений между больными, больными и медработниками возникает в палатах только из-за того, что в одной палате объединены совершенно несовместимые личности, не способные ужиться рядом.

Этический Кодекс Международного Совета медицинских сестер учит:

«…никакие факторы не способны снять с медсестры моральной, этической и юридической ответственности за здоровье пациента».

Здесь логично вспомнить основные качества, предписываемые медицинской сестре;

  • неравнодушие,
  • заступничество,
  • опыт.

Примерно то же самое пропагандирует и «Первое Международное сестринское сообщество»:

  • любовь,
  • мужество,
  • честь.

3. Что такое здоровье?

Концепция здоровья достаточно обширна и сложна для понимания. Тем не менее, ВОЗ в 1947 г. определила здоровье как полное благополучие во всех сферах человеческой жизни и деятельности, а не простое отсутствие болезни.

Достижение здоровья клиента является конечной целью деятельности медицинской сестры.

Для здорового человека адаптация к изменчивым условиям окружающей среды является нормой. Клиент, здоровый умственно, физически и психически, способен, при определенных условиях, преодолеть текущие недуги и невзгоды. В то же время Флоренс Найтингейл говорила: «Ни одна из человеческих профессий не связана так близко со Смертью и Жизнью, как профессия медицинской сестры»!

В своих Обращениях к народу Казахстана Президент Н. А. Назарбаев неоднократно подчеркивал важность солидарной ответственности за здоровье граждан и общества в целом как государства, так и каждого члена общества.

По данным ВОЗ, более 50% здоровья индивида зависят от самого человека и только 7–8% могут обеспечить структуры здравоохранения.

4. Окружающая клиента среда во всей ее полноте.

Этот фактор оказывает очень сильное влияние на клиента, на ход течения заболевания, на процесс выздоровления, на деятельность и участие в этом процессе медицинской сестры. Этот факт был замечен еще во времена жизни Флоренс Найтингейл и до сегодняшнего дня остается не менее значимым, чем сто лет назад.

Окружающая среда – весьма обширное понятие, и ее можно разделить на следующие составляющие:

  • физическая среда (температура окружающей среды, влажность, погода в целом, время года, география и пр.);
  • социальная среда, формирующая человека как личность (школа, семья, коллеги, знакомые и пр.);
  • культурная среда (общее развитие, язык, манера разговора, традиции, религиозные предпочтения и т. д.).

Исходя из вышеописанных представлений о жизни и окружающей среде медицинской сестре проще найти подход к клиенту, выработав соответствующую манеру поведения. Этот подход наиболее эффективен при борьбе с недугами. При этом медсестра, сумевшая найти общий язык с больным, может рассчитывать на его помощь в любой сложившейся ситуации.

5. Права и обязанности работника среднего медицинского звена.

Сестринское дело является важнейшей составной частью системы здравоохранения, располагающей значительными кадровыми ресурсами и реальными потенциальными возможностями для удовлетворения потребностей населения в доступной и приемлемой медицинской помощи.

В силу того, что работники среднего медицинского звена составляют одну из самых многочисленных групп работников здравоохранения, они оказывают значительное влияние на качество обслуживания населения. В связи с этим одной из главных задач в сестринском деле является повышение их роли в реализации охраны здоровья населения.

Сегодня это не так-то просто, если учитывать, что на протяжении многих лет медицинскую сестру привыкли рассматривать только как помощника врача в вопросах оказания медицинской помощи пациентам.

С развитием медицинской науки в РК роль медицинской сестры в здравоохранении возрастает. Меняется взгляд на функции медицинской сестры. Если раньше медсестры были ориентированы только на уход за больными людьми, то сейчас сестринский персонал совместно с другими специалистами видит главной задачей поддержание здоровья, предупреждение заболеваний, обеспечение максимальной защищенности и независимости человека в соответствии с его индивидуальными возможностями.

Медицинские сестры – это сила, которая должна защищать права пациента, реагировать на его клинические, физические, психологические нужды, стремиться к тому, чтобы пациент как можно скорее обрел самостоятельность и независимость.

Медицинская сестра осуществляет и контролирует качество ухода за пациентом, помогает ему выполнять назначения врача. Она составляет и реализует полную программу сестринских действий, направленных на улучшение здоровья, реабилитацию после болезни, поддержку в необратимой ситуации.

Для того чтобы справиться со своими обязанностями, медицинская сестра должна не только сочетать в себе аккуратность, приветливость, милосердие, трудолюбие. Она должна быть соответственно образована, иметь высокий интеллект и духовную культуру, организаторские способности, творческое мышление, обладать профессиональной компетентностью.

Права и обязанности работников среднего медицинского звена и фармацевтических работников

Работники среднего медицинского звена наряду с обязанностями имеют право:

1) на обеспечение необходимых условий для осуществления профессиональной деятельности;

2) частную медицинскую практику и фармацевтическую деятельность;

3) повышение квалификационного уровня за счет бюджетных средств или работодателя, если являются работниками организаций негосударственного сектора здравоохранения, не менее одного раза в пять лет;

4) переподготовку за счет бюджетных средств или работодателя в случаях высвобождения работника в связи с сокращением численности штата или ликвидации государственных организаций здравоохранения;

5) возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью в связи с исполнением трудовых (служебных) обязанностей;

6) беспрепятственное и бесплатное использование средств связи, принадлежащих организациям или гражданам, а также любого имеющегося вида транспорта для перевозки клиента в ближайшую медицинскую организацию в случаях, угрожающих его жизни;

7) предоставление служебного жилья;

8) возмещение транспортных расходов, связанных с разъездным характером деятельности;

9) поощрение за выполнение своих профессиональных обязанностей на высоком качественном уровне;

10) защиту своей профессиональной чести и достоинства;

11) страхование профессиональной ответственности за причинение ущерба здоровью гражданина при отсутствии небрежного или халатного отношения со стороны медицинского работника.

Работники среднего медицинского звена и фармацевтические работники обязаны:

1) надлежащим образом выполнять свои профессиональные обязанности, уважительно и гуманно относиться к пациентам, руководствоваться принципами медицинской этики и деонтологии;

2) содействовать профилактике заболеваний и укреплению здоровья граждан, оказывать медицинскую помощь;

3) оказывать неотложную медицинскую помощь населению в экстренных случаях;

4) проводить работу по пропаганде медицинских знаний и здорового образа жизни среди населения;

5) соблюдать Кодекс чести медицинских и фармацевтических работников, хранить врачебную тайну, не разглашать сведения о болезнях, интимной и семейной жизни граждан;

6) непрерывно развивать и повышать свой профессиональный уровень;

7) в необходимых случаях привлекать для консультации специалистов другого профиля или более высокой квалификации.

В своей деятельности медицинские и фармацевтические работники должны:

1) руководствоваться Кодексом медицинского работника и Кодексом чести;

2) способствовать укреплению здоровья граждан Республики Казахстан;

3) принимать решения исключительно в интересах пациента;

4) не допускать совершения действий, способных дискредитировать высокое звание медицинского и фармацевтического работника Республики Казахстан;

5) добросовестно и качественно исполнять свои служебные обязанности;

6) непрерывно совершенствовать свои профессиональные знания;

7) не допускать, руководствуясь соображениями личной выгоды, рекламирования и использования методов и средств профилактики и лечения;

8) неукоснительно соблюдать трудовую дисциплину;

9) бережно относиться и эффективно использовать имущество организаций здравоохранения;

10) противостоять проявлениям коррупции;

11) не допускать использования служебной информации в корыстных и иных личных целях;

12) личным примером способствовать созданию устойчивой и позитивной морально-психологической обстановки в коллективе;

13) не допускать и пресекать факты нарушения норм Кодекса чести со стороны других медицинских и фармацевтических работников;

14) соблюдать установленную форму одежды в период исполнения своих служебных обязанностей.

В отношениях с пациентами работники среднего медицинского звена и фармацевтические работники должны:

1) уважать права, честь и достоинство человека независимо от возраста, пола, национальности, вероисповедания, гражданства, происхождения, социального, должностного и имущественного положения или любых иных обстоятельств;

2) оказывать медицинскую помощь каждому, кто в ней нуждается;

3) постоянно помнить о долге сохранения человеческой жизни;

4) способствовать укреплению доверия граждан к системе здравоохранения государства;

5) не допускать фактов финансовых и иных вымогательств по отношению к пациентам, прилагать усилия по пресечению таких действий со стороны коллег;

6) своими действиями не давать повода для обоснованной критики со стороны общества, терпимо относиться к ней, использовать конструктивную критику для устранения недостатков и улучшения своей профессиональной деятельности.

В отношениях с коллегами работники среднего медицинского звена и фармацевтические работники должны:

1) соблюдать общепринятые морально-этические нормы, быть вежливыми и корректными;

2) не отказывать в бескорыстной помощи и самому обращаться за советом к коллегам, если того потребуют интересы пациента;

3) не ставить публично под сомнение профессиональную квалификацию другого медицинского и фармацевтического работника;

4) приумножать традиции и достижения казахстанской медицины.

Соблюдение медицинскими и фармацевтическими работниками Кодекса чести является их профессиональным долгом.

Где и как становятся специалистами среднего медицинского звена в Республике Казахстан. Образование

Подготовка специалистов среднего медицинского звена осуществляется в медицинских колледжах и иных образовательных структурах среднего и высшего звена медицинского образования, имеющих лицензию на подготовку медицинских сестер и других специалистов среднего медицинского звена.

Современный медицинский колледж способен обеспечить высокий профессиональный уровень подготовки и переподготовки специалистов среднего медицинского звена на основе компетентностного подхода в условиях динамично меняющихся потребностей рынка труда. Для этого колледж или иное учебное заведение должно иметь лицензию и сертификат качества за соответствующим номером на соответствие требованиям СТ РК ИСО 9001–2001 «Системы менеджмента качества», документы, подтверждающие успешное прохождение ресертификационных аудитов на соответствие требованиям СТ РК ИСО 9001–2009 «Системы менеджмента качества».

Материально-техническая база колледжей в РК постоянно совершенствуется, укрепляется кадровый потенциал, в педагогическом процессе широко применяются симуляционные технологии на клинических дисциплинах с использованием высокотехнологичных манекенов.

Непрерывность среднего медицинского образования обеспечивается применением элементов дуального обучения и развитием принципов социального партнерства с медицинскими организациями.

Постоянной формой совершенствования качества обучения являются международные, республиканские, областные научно-практические конференции, семинары, круглые столы, мастер-классы, посвященные вопросам развития сестринского дела в РК.

Миссия колледжей

Современные медицинские колледжи РК – это учебные заведения, лидирующие на рынке образовательного пространства в области здравоохранения, имеющие безупречный имидж, динамично развивающуюся материально-техническую базу, активно и равноправно сотрудничающие с ведущими отечественными и зарубежными организациями здравоохранения и образования, применяющие инновации в образовательной сфере на основе внедрения современных интегрированных и гармонизированных образовательных технологий, развития системы повышения педагогической и научной квалификации преподавателей. Качество предоставляемых колледжами образовательных услуг обеспечивает конкурентоспособность выпускников на рынке труда.

Видение: медицинские колледжи способствуют формированию профессионально компетентной, гармонично развитой личности обучающегося, воспитанию гражданина, способного осмысливать, ставить и решать проблемы общества с учетом социальных, этических, культурных, экологических аспектов, быть толерантным, нравственно ответственным работником, легко адаптирующимся в коллективе, готовым трудиться в условиях конкуренции. Медицинские колледжи осознают себя учебными заведениями республиканского значения и в этой связи выполняют функции базовых учебно-методических объединений. Колледжи руководствуются принципами «открытой системы», интенсивного и взаимовыгодного сотрудничества, в том числе международного, во взаимодействии с образовательными и медицинскими организациями, профессиональными сообществами. Колледжи считают своим долгом поддерживать и развивать интеграцию в мировую систему медицинского образования с введением прикладного бакалавриата.

Реализация миссии медицинских колледжей направлена на создание модели колледжа нового типа – единого образовательного, инновационного и информационного научного комплекса, обеспечивающего формирование и устойчивое функционирование национальной инновационной системы.

Перечень специальностей, приобретаемых в медицинских колледжах РК
СпециальностьКвалификация
0301000 «Лечебное дело»«Фельдшер», «Акушер»
0302000 «Сестринское дело»«Медицинская сестра общей практики»
0302000 «Сестринское дело»«Младшая медицинская сестра по уходу»
0304000 «Стоматология»«Дантист»
0305000 «Лабораторная диагностика»«Медицинский лаборант»
0306000 «Фармация»«Фармацевт»
0501000 «Социальная работа»«Социальный работник»

Дополнительное образование осуществляется через Центры дополнительного образования средних медицинских работников, в медицинских колледжах и иных образовательных структурах, имеющих разрешительные документы установленного образца.

Планирование работы Центра дополнительного образования проводится на основании заявок от лечебно-профилактических организаций с учетом (из расчета) своих возможностей.

Основные задачи Центров дополнительного образования:

Дополнительное образование по медицинским и фармацевтическим специальностям путем углубления профессиональных знаний и навыков и повышения квалификации в соответствии с личными потребностями слушателей и социально-экономическими требованиями практического здравоохранения.

Переподготовка незанятого населения, безработных граждан согласно заявкам служб занятости населения и заявлениям от физических лиц.

Обучение оказанию доврачебной медицинской помощи лиц без медицинского образования (подготовка парамедиков).

Формы дополнительного образования:

1. Повышение квалификации – форма профессионального обучения, позволяющая поддерживать, расширять, углублять и совершенствовать ранее приобретенные профессиональные знания, умения и навыки.

2. Переподготовка (специализация) – форма профессионального обучения, позволяющая освоить другую профессию или специальность.

Освоение программ дополнительного образования проводится с отрывом, без отрыва и с частичным отрывом от работы. В последнем случае кадры могут выполнять работу на условиях неполного рабочего времени и параллельно проходить обучение по одной из форм дополнительного образования.

Программы дополнительного образования реализуются через очную форму обучения.

Слушателям, освоившим образовательные программы дополнительного образования по медицинским и фармацевтическим специальностям и успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается документ установленного образца.

Организация учебного процесса программ дополнительного образования.

Реализация программ дополнительного образования осуществляется в соответствии с требованиями Государственных стандартов дополнительного образования по медицинским и фармацевтическим специальностям Республики Казахстан, утвержденных приказом и. о. Министра здравоохранения от 26 ноября 2009 г. № 788 и пересмотренных 11.02.2013 приказом Министра здравоохранения № 71 по специальностям:

«Лабораторная диагностика» для фельдшеров-лаборантов, лаборантов клинико-диагностических, биохимических, паразитологических, бактериологических, цитои гистологических лабораторий, рентгенлаборантов и др.

«Лечебное дело» для фельдшеров ФАПов, здравпунктов, станций скорой неотложной медицинской помощи, системы образования.

«Сестринское дело» для медицинских сестер терапевтического, хирургического, педиатрического профиля, общей практики, по массажу, физиотерапии, функциональной диагностике, лечебному питанию, медицинской статистике и др.

«Гигиена и эпидемиология» для помощников врачей-гигиенистов, помощников врачей-эпидемиологов, помощников санитарных врачей, инструкторов-дезинфекторов.

«Стоматология» для зубных врачей, дантистов, ассистентов стоматолога.

«Акушерское дело» для акушерок врачебных амбулаторий, женских консультаций, роддомов.

«Фармация» для фармацевтов и ассистентов фармацевта.

«Стоматология ортопедическая» для зубных техников.

Срок обучения для лиц со средним медицинским и фармацевтическим образованием составляет на циклах переподготовки от 4 до 12 недель (216–648) часов, повышения квалификации – 1–2 недели (54–108 часов).

Продолжительность одной учебной недели составляет от 56 до 60 часов, из которых от 36 до 40 академических часов аудиторной работы и от 18 до 20 часов – самообразование.

Программами обучения предусмотрено 2/3 учебного времени на аудиторную работу и 1/3 учебного времени – на самообразование слушателя.

Система послевузовского образования по медицинским и фармацевтическим специальностям соответствует потребностям рыночной экономики, процессам глобализации, общепризнанным международным требованиям, с целью повышения интереса молодежи к получению академической степени и чтобы решить проблему обновления научно-педагогических кадров в области медицины и фармации.

(Окончание в № 10)
В республике учредили первую Ассоциацию скорой медицинской помощи
№ 9, 2016
Значение применения закрытых аспирационных систем в ОРИТ